Сегодня отмечается юбилей композитора Александра Скрябина. Это был очень необычный человек, пытавшийся создать зримое воплощение музыки и писавший произведения на грани космизма и мистики.
Сразу на нескольких площадках будут проходить мероприятия, приуроченные к этой дате, такие же неординарные, как и сама музыка композитора.
На телеканале «Россия-Культура» запускается проект «Скрябин — 150», в котором вы сможете увидеть трансляцию концерта из зала синхрофазотрона Института ядерных исследований в подмосковной Дубне.
Здесь же зрители увидят необычное зрелище – как концертный рояль специальным краном поднимают к потолку, чтобы звук парил между небом и землей.
Подробнее: https://www.classicalmusicnews.ru/anons/russia-k-skryabin-150/
С 6 января по 1 марта 2022 года в Москве пройдет Первый международный музыкальный фестиваль А.Н. Скрябина. Два месяца изысканной музыки, 22 концерта на разных площадках города – такого масштабного фестиваля Скрябина в Москве еще не было.
Более подробная информация: http://scriabinfest.ru
Александр Скрябин считается первым композитором, использовавшим цвето- и светомузыку при создании своих произведений, придумавший таблицу соответствия цветов определенным тональностям. Еще в 1910 году Скрябин написал «Поэму огня», в которой объединил хор, орган, симфонический оркестр и специальную клавиатуру для световых эффектов. Исполнить это произведение в том виде, каким задумал его автор, еще никому не удалось, даже при возможностях современной компьютерной техники.
Композитор мечтал своей музыкой освободить человечество от бремени, невзгод, и сочинял мистерию, которая могла готовить, по его мнению, к этому. В этом грандиозном произведении по задумке автора, должны были соединяться все виды искусств – музыка, поэзия, танец, архитектура и т.д.
Это не художественное произведение, а особое действо, в котором должны были принять участие ни более, ни менее, как все люди на Земле!
Александр Николаевич говорил знакомым, что выходит на связь с иными мирами и пытается передать их в музыке. А его близким казалось, что он сам пришелец с иной планеты, пытающийся воссоздать на Земле божественную музыку иных миров, недоступных пониманию человека.
Те, кто хорошо знал композитора, тревожились о состоянии его душевного здоровья. Так, музыковед Л.Л. Сабанеев в своих «Воспоминаниях» указывал, что «по отношению к Скрябину часто ставился вопрос o безумии», так как его творчество давало к этому повод. А близкий друг Скрябина Б.Ф. Шлецер указывал, что композитор страдал острой неврастенией, и был «чрезвычайно нервным, повышено-раздражительным и легко возбудимым», а в минуты вдохновения был на грани безумия.
Но был ли Скрябин психически нездоровым человеком — до сих пор этот вопрос остается открытым. Профессор Петербургского университета И.И. Лапшин писал o патологической эйфории у Скрябина. Однако лечащий врач Скрябина В.В. Богородский, а также друг композитора А.Н. Брянчанинов были категорически против идеи o возможном безумии Скрябина.
По воспоминаниям, Скрябин был воплощением амбивалентности, в нем сочеталось несочетаемое: его тянуло одновременно к блаженству и страданиям, у него постоянно менялось настроение, он был бесконечно мнителен, часто был в подавленном состоянии, страдал нервными припадками. При этом, как отмечал сам композитор, он часто испытывал «наслаждение садиста», стремясь идти навстречу боли и терзаниям.
Композитор смог предвидеть грядущее, потому что гении могут видеть будущее, благодаря наличию у них той или иной степени безумия. Одно можно сказать точно – тайна Скрябина еще не раскрыта.