Мобильная навигация Навигация
Версия для слабовидящих
РЕЖИМ РАБОТЫ ПРИЕМНОЙ:
с 08:30 до 17:00
ПН-ПТ
БУДНИЕ ДНИ
ГРАФИК ПРИЁМА ПЕРЕДАЧ:
будние дни:
с 16:00 до 19:00
выходные и праздничные дни:
с 11:00 до 13:00
с 16:00 до 19:00
Наверх
«Профессор был мастером врачебной беседы и сбора анамнеза»: ко Дню рождения В.А. Гиляровского

«Профессор был мастером врачебной беседы и сбора анамнеза»: ко Дню рождения В.А. ГиляровскогоСегодня, в светлый праздник Рождества, мы вспоминаем Василия Алексеевича Гиляровского – одного из корифеев отечественной психиатрии, наряду с такими представителями, как Ганнушкин, Баженов, Корсаков, Бехтерев, Сербский, Снежневский.
Он смог многое сделать, разработав теоретические и практические основы психиатрии, и сблизив ее с другими медицинскими направлениями.

В настоящее время его именем назван психиатрический стационар ПКБ № 4, бывшая Преображенская больница, в которой он работал в должности ординатора, прозектора и заведующего отделением и которую называл «колыбелью всей русской психиатрии».
В музее ПКБ № 4 создана мемориальная комната, посвященная памяти Василия Алексеевича, в которой экспонируются личные вещи психиатра, портреты, фотографии, его рукописи и научные труды.

Василий Гиляровский был человеком неординарным и, безусловно, талантливым.
Родившись в 1876 году в небольшом городке Самарской губернии (мать – крестьянка, отец – учитель), один из 10 детей, он с золотой медалью окончил гимназию, с отличием – медицинский факультет Московского университета, впоследствии став доктором медицинских наук, профессором, академиком АМН СССР!

По воспоминаниям его учеников, хранящимся в музее ПКБ № 4, Василий Алексеевич всегда был очень вежливым, проницательным, собранным, простым и живым в общении.

«Профессор был мастером врачебной беседы и сбора анамнеза»: ко Дню рождения В.А. ГиляровскогоЭто был очень добрый, сердечный, невероятной эрудированный человек, c безупречной памятью, который «учил всех нас человечности», — так вспоминает Гиляровского защищавшая у него кандидатскую диссертацию З.А. Кириллова. «Он очень сердился, когда молодые аспиранты докладывали ему o собранном ими «клиническом материале» и строго поправлял: «не “материал”, а “больные”», подчеркивая, что врачи имеют дело прежде всего c людьми». – вспоминает она.

Василий Алексеевич был мастером врачебной беседы и сбора анамнеза. Он очень дорожил возможностью побеседовать c больным, обладал даром пробудить в нем веру в наличие у себя не только болезни, но и сильных качеств, которые могут помочь в борьбе c недугом, а также с пессимизмом и найти психологическую точку опоры. Он был очень чуток к жалобам пациентов и всегда руководствовался заповедью «не навреди». Он боролся за запрет лейкотомии (или лоботамии), действительно переживая за ее применение на больных: «мы не раз видели мимолетные слезы на его глазах, когда ему показывали больных после лейкотомии», вспоминает Н.М. Асатиани.

Он осуществил задуманное, но эта борьба стоила ему здоровья:
Василий Алексеевич был ранен у себя в кабинете больным c параноидальной шизофренией, который считал, что ему вредит назначенное лечение. Пациент выстрелил из револьвера на близком расстоянии в профессора, который стоял за письменным столом. Пациента оттолкнула стоявшая рядом ассистентка, что и спасло жизнь Гиляровскому – пуля попала в поясничный отдел.

Надо отметить, что, на первый взгляд, профессор производил впечатление очень мрачного и серьезного человека, однако те, кто работал c ним, помнят его добродушие и остроумие, что он любил пошутить и посмеяться. Например, его аспирантка Н.М. Асатиани вспоминает историю, произошедшую на заседании Института психиатрии: в присутствии многочисленных сотрудников института оппонентом одного из докладчиков, который был очень высокомерно-торжественен, пожелал стать Гиляровский. Он задавал множество вопросов, приводил контраргументы. В итоге докладчик, начал сердиться и уже почти визжать, понимая, что не может доказать свои выводы, а Гиляровский, сбив его спесь, улыбался. В тоге, когда докладчик удалился, то Гиляровский, со всей присущей ему серьезностью, дал научное обоснование своему поведению во время доклада, который невольно превратил в эксперимент.

«Профессор был мастером врачебной беседы и сбора анамнеза»: ко Дню рождения В.А. ГиляровскогоСвоих учеников в автобиографии он называет «своими психиатрическими детьми и внуками», их он часто угощал конфетами, переживая что они учатся в голодное послевоенное время. «На юбилее по случаю его 80-летия мы все чувствовали себя как очень близкие ему люди», – вспоминает Н.М. Асатиани. Он щедро дарил свои монографии, сопровождая их серьезными надписями, в первую очередь своим аспирантам, безгранично веря в их потенциал.

Е.А. Остапец вспоминает, что Гиляровский демонстрировал редкое внимание к рядовым сотрудникам, видел их потенциал и указывал на возможности карьерного и научного роста, ходатайствовал o необходимом переводе. Он всегда находил время и возможность отблагодарить и выразить свое почтение. Так, после празднования своего 80-летнего юбилея, на котором сотрудники преподнесли ему сделанные своими руками инкрустированную шкатулку и вышитую газетницу, Василий Алексеевич, будучи уже больным и очень занятым, счел нужным прислал короткое письмо с благодарностью за оказанное внимание.

Его неравнодушие и любовь к людям проявлялось не только в лечебной работе, но и в организационной: еще в годы Первой мировой войны он создал в Москве приют для несчастных, испуганных, потрясенных нервнобольных детей-беженцев.

Работая в Преображенской больнице, он принимает активное участие в налаживании лечебной работы и разработке вопросов лечения и ухода за больными, составляет специальные инструкции по уходу за душевнобольными, проводит систематические беседы с персоналом, активно участвует в клинических конференциях больницы и читает лекции врачам. Он одним из первых в советской психиатрии он стал использовать трудотерапию в качестве реабилитации пациентов.

Благодаря трудам Гиляровского впервые была открыта амбулатория для душевнобольных и введена практика дневного стационара, который получил признание по всему миру. Им же созданы детские отделения и логопедический полустационар.