Мобильная навигация Навигация
Приемное отделение
Круглосуточно
Версия для слабовидящих
РЕЖИМ РАБОТЫ ПРИЕМНОЙ:
с 08:30 до 17:00
ПН-ПТ
БУДНИЕ ДНИ
ГРАФИК ПРИЁМА ПЕРЕДАЧ:
будние дни:
с 16:00 до 19:00
выходные и праздничные дни:
с 11:00 до 13:00
с 16:00 до 19:00
Наверх
Компьютерная зависимость – что нужно знать и как ее преодолеть.

Компьютерная зависимость – что нужно знать, как бороться, как помочьО том, что такое компьютерная зависимость, каковы ее симптомы, и как ее преодолеть рассказала Ирина Олеговна Железнова – врач-психотерапевт, к.м.н ПКБ 4 им. Ганнушкина в программе «Медицинский форум» на радио «Голос Москва».

Сегодня мы не представляем себе ни дня без телефона, планшета, компьютера. Все сферы нашей жизни ушли в интернет. Глобальная цифровизация поглотила всех – детям с рождения в коляску кладут планшет с мультфильмом, людей пожилого возраста призывают активно пользоваться интернетом, научиться оплачивать коммунальные счета и общаться, не выходя из дома, по видеосвязи с родственниками.
Однако психологи все чаще отмечают процессы нарушения психики, при которых начинаются поведенческие проблемы, характеризующееся желанием все свободное время уделять интернету. При отсутствии доступа появляется нервное напряжение и маниакальное желание вернуться в сеть. Специалисты бьют тревогу и приравнивают феномен интернет-зависимости к патологическим состояниям, наряду с пристрастием к алкоголю и наркотикам.

Поводы для беспокойства действительно имеются. Проводимые исследования на эту тему показывают, что при длительном и неконтролируемом нахождении в сети происходят изменения в состоянии сознания и это отражается на функционировании головного мозга. Быстрое и регулярное просматривание сайтов ведет к тому, что мозг человека утрачивает способность к углубленному аналитическому мышлению, превращая пользователей сети в импульсивных и не способных к интеллектуальной работе людей. Постепенно это приводит к потере способности обучаться и глубоко мыслить.

Об интернет-зависимости мы говорим давно, с 2000-х годов, на Западе чуть пораньше, с 1994-го. Интернет-технологии плотно вошли в нашу жизнь и все это хорошо, если не отражается негативно на качестве нашей жизни. Ранее зависимость описывалась в основном химических формах зависимости – алкоголизм, наркомания. Сейчас же психологи активно занимаются и нехимическими формами – трудоголизмом, шопоголизмом, интернет-зависимостью и т.д., которые прочно обосновались в нашей жизни. Если раньше психологи пытались определить компьютерную зависимость временным промежутком, проведенным пользователем в сети, то сейчас критерии поменялись: дело не в количестве проведенного времени в интернете, а в том, как человек функционирует. То есть, если он перестает есть, пить, вовремя ложиться спать или вообще не спит, стал агрессивным, потерял связь с реальностью, тогда мы говорим о зависимости. И, конечно, это болезненное состояние, потому что человек хотел бы, рад, но не может изменить то, что с ним происходит, и ему нужна уже на каком-то этапе помощь профессиональная.


Одним из важнейших симптомов компьютерной зависимости является социальная адаптация. То есть вместо того, чтобы гулять на природе, восхищаться весной, получать удовольствие от жизни, человек стремится получить существовать только от компьютерной игре. Это уже признаки зависимости.
Ирина Олеговна Железнова выделила несколько типов интернет-зависимости. Во-первых, это пристрастие к виртуальному общению, виртуальным знакомствам, которое идет от страха одиночества и помогает уйти от каких-то иных страхов. Во-вторых, это постоянный поиск информации в интернете, когда без конца читаются информационные статьи, мнения других людей, постоянно идет информационная перегрузка, когда человек хочет снять напряжение, уйдя от одних мыслей, погрузившись в другую информацию, более нейтральную. Происходит избегание чего-то более устрашающего, например, одиночества, создание ощущения причастности к мировым событиям. В-третьих, это игровая форма зависимости, которая закрывает потребность в удовольствии, когда нужно что-то получить быстро, здесь и сейчас. В-четвертых, это ненужные и спонтанные покупки в интернет-магазинах – шопоголизм. В-пятых, пристрастие к просмотру фильмов и развлекательных видеороликов через интернет, ну и в-шестых, киберсексуальная зависимость. Таким образом, мы бесконечно заменяем или замещаем какие-то свои неудовлетворенные потребности.


Одним из факторов появления компьютерной зависимости является воспитание, когда родители с рождения приучают ребенка к гаджетам: чтобы он не плакал, его отвлекают, вручая телефон, а у родителей появляется больше свободного времени. Нам легче дать ребенку смартфон, чтобы освободить себя. Так у маленького человека формируется привычка, которая перерастает в зависимость. Как победить эту зависимость у детей? Самое главное в этом – игра. Дети начинают познавать этот мир через игру. Играйте с детьми. Присутствуйте в их жизни так, как это делали наши прабабушки, бабушки. Мы сами приучили наших детей к виртуальной реальности. Теперь наша задача — играть с ними, то есть вернуться в реальность. Многие дети не знают, кем они хотят стать как раз именно потому, что они круглосуточно проводят время в интернете, разрабатывают стратегии игры, живут в онлайне. У них нет реальности, задач, желаний – вся жизнь сосредоточена там. С расширяющейся цифровизацией мы будем получать проблемы в дальнейшем, именно связанные с личностным развитием.
И если вы видите, что ребенок, когда уже от него убираешь компьютер, не просто плачет, кричит, но и готов совершить какое-то агрессивное действие, конечно, нужно бить тревогу и понимать, что происходит. Просто так отобрать, наказать, забрать, лишить – это не выход. Напряжение, от которого ребенок ушел, никуда не пропадает, поэтому он будет искать новые зависимости, которые могут быть более жестокие, более агрессивные. Если ребенка не понять, но при этом у него отобрать что-то, не заменив ничем, то любая зависимость просто перерастет в другую. Поэтому ребенка нужно понять, определить его потребности.


Выявление компьютерной зависимости очень явно проявилось с введением дистанционного обучения, которое из-за коронавирусной инфекции, из-за пандемии было действительно очень сильно развито. У ребенка слишком много соблазнов одновременно, все под рукой в одном компьютере: и учитель, и параллельно, игры, соцсети. И школьник сидит с утра до вечера в интернете – и это все уже официально. Родитель ничего не может тут сказать. Все это, разумеется, скажется на качестве обучения. Что же делать, если у близкого человека компьютерная зависимость, если он сутки напролет проводит в интернете? Отсоединяйтесь. Главное – не становиться созависимым. Есть момент того, что вы отделяетесь и продолжаете свою жизнь. Нужно соблазнять именно своей жизнью, тем, что вы можете отвлекаться, можете вполне выстроить свою жизнь, живое общение.
При определении компьютерной зависимости речь должна идти не о количестве времени, проведенном в сети, а о том, что нужно уметь получать удовольствие от этой жизни, помимо интернета. То есть, если вы можете отвлечься в любой момент, пойти по более важным делам, встретиться с друзьями, пойти в кино, если вы понимаете, что не потеряли вкус к жизни, то это не зависимость. Это может быть два-три часа, а может двадцать (например, при подготовке к конференции и это просто необходимость). Поэтому нужно привязываться не ко времени, а к эмоциям. Если все эмоции там, то это уже признак зависимости. Если вы можете получить такие же эмоции от реальной жизни, то все в порядке.