Когда заходит речь o вкладе русских ученых в развитие медицины, невольно вспоминаешь болезни c «русскими именами»: миобластома Абрикосова, болезни Бехтерева, Боткина, Иценко, Кашина, Филатова и Чурилова, синдромы Кандинского, Рота и Андогского.
В психиатрии также есть синдром, названный в честь ученого, открывшего его – психиатра Сергея Сергеевича Корсакова.
В 1897 году в Москве состоялся 12-й международный съезд врачей-психиатров, на котором Корсаков впервые рассказал o «полиневретическом психозе» — типе расстройства памяти, который возникает у алкоголиков в результате полиневритов.
Ученый описал состояние пациента, когда он теряет временную память и забывает события, произошедшие буквально минуту назад.
Доклад был настолько впечатляющим, что профессор Берлинского университета Фридрих фон Йолли (Корсаков называл его «Жолли») предложил назвать полиневротический психоз «Корсаковским». Корсаков скромно отказался, но фон Йолли настоял и предложение было принято единогласно.
Свои наблюдения за расстройствами памяти Корсаков начал в 1883 году, когда работал в Преображенской больнице. Из Ярославля на лечение привезли 25-летнего парализованного помещика. Пациент любил покутить и хмелел только после пяти бутылок вина и бутылки водки. Как-то с пьяну ему не понравились идущие по реке плоты, и он кинулся в ледяную воду, стал драться и рубить топором связи. После переохлаждения у него отнялись ноги и отшибло память. Так Корсаков увидел картину алкогольного паралича с амнезией. Характер этой амнезии поразил Корсакова и он почувствовал, что это нечто прежде еще неисследованное.
Отказ конечностей сопровождался отказом памяти. Больной помнил все, что было до паралича, но был совершенно не в состоянии сказать, что делал час назад. К нему можно было заходить несколько раз подряд в палату, и каждый раз он здоровался как в первый.
Читать он был не в состоянии, потому что, перевернув страницу, забывал, что было на предыдущей. Пациент узнавал доктора, но не мог вспомнить, кто это.
Другой пациент, будучи адвокатом, заболел и не мог ходить. Он растерял клиентов, и чтобы на что-то жить, стал работать корректором в газете. Тогда же он заметил странность – ему приходилось помечать прочитанные строки, иначе он не помнил, что было написано и принимался читать все заново. Когда он оправился, газета, где он работал, закрылась, а хозяин наемной квартиры за неуплату выгнал. Больной напросился переночевать к знакомым, но проснувшись утром, он уже не помнил ни вчерашней обиды на хозяина, ни ночных странствий.
В таком состоянии исчезает вкус к жизни. Без памяти мало что приносит удовольствие, поскольку не помнишь, гулял ли ты сегодня, и был ли вкусен завтрак. Из-за нехватки приятных впечатлений пациент пытается что-то вспомнить, но безрезультатно и поэтому выдумывает себе прошлое, желательно славное.
В письме Корсакову от 16 мая 1886 года уже упоминаемый адвокат рассказывал об этом так: «Искренно желаю, чтобы трагедия и водевиль отсутствовали, а был бы лишь простой, но величавый эпос. Это я постараюсь положить в основу новой жизни». Подобное Корсаков наблюдал и у больных с атеросклерозом, и у непьющих, только что родивших женщин, переживших сепсис. На основе их сбивчивых показаний он сумел объяснить природу явления.
Корсаков определил, что чем воспоминания старше, тем чаще их вызывает память: они натренированы и легко являются. Поэтому старики помнят детство, но не могут сказать, что делали вчера. Отсюда же стойкость профессиональных навыков.
Так, именно благодаря Корсакову, в психиатрию ввели комплексное понятие «синдром», включающее сложный комплекс симптомов, характерный для того или иного заболевания.
В современном понимании Корсаковский синдром возникает вследствие нехватки витамина В1, а также после травм головного мозга, при опухолях мозга, гипоксии, старческих сосудистых нарушениях, поражениях структур головного мозга, а также вследствие хронического алкоголизма.
Корсаковский синдром вынесен как отдельный диагноз в Международной классификации болезней и по этиологии подразделяется на алкогольный и неалкогольный.
Также Корсаковкский синдром нашел отражение и в произведениях искусства: данное заболевание выявляется у одной из пациенток в сериале «Доктор Хаус», большое внимание синдрому уделено в книге Оливера Сакса «Человек, который принял жену за шляпу». В книге Уильяма Гибсона «Мона Лиза Овердрайв» синдром Корсакова искусственно вызывается у заключенных в тюрьмах, а в фильме Кристофера Нолана «Помни» герой с Корсаковским синдромом пытается вести расследование.