Основная трудность для молодых специалистов, которые только начинают осваивать профессию, в том, что они имеют определенные знания, но еще не успели получить достаточно опыта. В сфере здравоохранения эту проблему удается решать с помощью наставничества. Способ, с одной стороны, не новый: передача знаний от учителя к ученику существовала в медицине всегда; с другой – инновационный, ведь сам институт наставничества на законодательном уровне призвано было развивать на очередном Послании Президента Федеральному собранию 15 января.
Что такое наставничество? Это движение, направленное на индивидуальное обучение молодых специалистов, которые входят в трудовой коллектив и проходят адаптацию к новой работе. Наставниками выступают более опытные сотрудники, имеющие большой стаж работы. Наставник отвечает за процесс обучения, составляет индивидуальный план работы, контролирует ее выполнение, оказывать помощь, помогает избежать ошибок или исправить их.
Внедряя в рабочий процесс ПКБ №4 им. Ганнушкина наставничество, мы добиваемся стандартизации рабочих процессов, чтобы все производственные операции и процедуры проводились единообразно и «правильно». Внедряются так называемые СОПы (стандартная операционная процедура) – это оформленные пошаговые инструкции, четкие алгоритмы выполнения. Для подготовки самих наставников успешно реализуется методика TWI (Training Within Industry) – это комплексная программа обучения линейных руководителей, направленная на повышение производительности труда за счет качественного практического, управленческого подхода.
Врач-психиатр Инна Георгиевна Арсланова уже больше 24 лет в медицине, в ПКБ им. Ганнушкина — с 2002 года, три из которых возглавляет приемное отделение. В День медицинского работника Инна Георгиевна получила награду за борьбу с COVID-19 – орден Пирогова. Инна Георгиевна занимается наставничеством, передавая бесценные знания молодым специалистам:
«Быть наставником меня подвигло то, что ко мне часто приходили ординаторы, спрашивали, что и как им делать. Начинаешь с ними заниматься и прикипаешь, как к детям, за которых ты ответственна. И ты уже не можешь их оставить, начинаешь их учить всему: как вести историю болезни, как смотреть больных внимательно, как быть за них ответственным. Вовлекаю своих подопечных и в профсоюзную жизнь. Все мои ординаторы занимаются не только лечебным процессом, процессом формирования себя как врача-профессионала, но и активны в общественной жизни больницы – в профсоюзную деятельность и частично – в общественно-организационную».
Один из учеников Инны Георгиевны, врач-психиатр Линнур Анварович Яруллин работает у нас всего год, но, как и наставник, тоже удостоен ордена Пирогова. Практика наставничества помогла ему быстро влиться в коллектив и получить нужные знания:
«Инна Георгиевна Арсланова сразу сказала: «Не беспокойся, мы тебя всему научим и будем работать». Свое обещание она сдержала: любые недопонимания мы сразу обсуждали, с ней всегда можно было посоветоваться, она знала, как будет лучше, чтобы было хорошо не только пациентам, но и всем нам».
Существует стереотип: когда приходишь на работу, говорят: «забудь все, что учил в универе». Линнур считает, что в его случае с наставником это не соответствует действительности:
«Наоборот, нам сказали — вспоминайте все, что учили, и будем вместе корректировать ваши знания, для того чтобы работать с комфортом, потому что знания, полученные в университете, в ординатуре — это основной пласт, который дает тебе точку опоры для того, чтобы ты мог нормально работать. Конечно, в каждой больнице есть свои особенности, например, новые методы диагностики, критерии постановки диагноза, — вот это вот все из личного опыта наставники нам дают и тем самым помогают в работе».
Стоит отметить, что наставничество порой приобретает обратный вектор – ведь и молодежи есть чему научить опытных специалистов:
«Это естественный процесс, мы же всегда немножко помоложе, а наставники у нас немного постарше, и порой они не всегда успевают следить за какими-то новыми трендами. Например, что-то подсказать в какой-то программе новой. Это всегда взаимозаменяемый процесс, когда мы помогаем друг другу».
По словам Линнура, самые важные вещи, которым его научило наставничество, это спокойствие, уверенность и некоторое упрямство в работе.
Развитие института наставничества позволяет передать знания, помочь быстро адаптироваться к практической работе, сделать трудовые будни комфортными и подготовить специалиста к принятию самостоятельных решений с уверенностью. Мы верим, что с развитием такой стратегии приема новых специалистов качество лечения будет всегда на высоком уровне.