?С именем Григория Яковлевича в первую очередь связана эра психофармакологии как самостоятельного научного направления в нашей стране. Яркий след, оставленный им в отечественной науке, во многом определяется исключительной силой его личности, неиссякаемым жизненным оптимизмом и талантом, обуславливающим глубину и многогранность научной деятельности на поприще клинических исследований.
?Бурная революция терапевтических взглядов в 1960-70 годы не прошла без активного участия Авруцкого, под руководством которого врачи больницы имени Ганнушкина зачастую выступали первопроходцами в применении препаратов, ставших впоследствии на долгие годы базовыми в лечении психических расстройств.
?Психиатрией Г.Я. Авруцкий заинтересовался, когда учился на 3 курсе Ленинградской Военно-медицинской академии. Сразу после окончания учебы в 1948 году он полностью посвятил себя этой сфере медицины и 5 лет проработал психиатром в системе МВД, а в 1953 году начал научную деятельность в Центральном научно-исследовательском институте психиатрии. Именно здесь им был основан первый в стране отдел клинической психофармакологии – по высказыванию доктора медицинских наук, профессора C.Н. Мосолова, «целая школа с собственными исследовательскими подходами, методами и традициями».
?Поворотным событием, определившим всю дальнейшую деятельность Г.Я. Авруцкого, стала его командировка в 1961 году сначала в Англию, а затем во Францию, где тогда еще молодой ученый познакомился с совершенно новым методом лечения психических расстройств и узнал о клинической психофармакологии. Развитием этого направления он занялся сразу после возвращения на Родину. Тонкий клиницизм и виртуозное владение методами психофармакологического анализа позволили Григорию Яковлевичу разработать инновационный подход к рассмотрению фундаментальных проблем психиатрии. Им были изучены методики применения большинства психотропных средств, используемых и в настоящее время.
?Примечательно и то, что Авруцкий одним из первых отметил, что большинство пациентов нуждаются в небольшом сроке госпитализации, но в долгой профилактической терапии. Он отмечал важность лечебной помощи в диспансерах, которая имеет ничуть не меньшее, а порой и большее значение, чем лечение в больнице.
?За свою жизнь Г.Я. Авруцкий создал более 250 работ, в том числе 12 монографий. «Первичным стимулом его профессиональной деятельности был врачебный инстинкт, а главной целью – вылечить, избавить от душевной болезни, — вспоминают дочери ученого, Ирина Авруцкая и Елена Костюкова. – Многие помнят его фразу, которой завершался разбор больного в случае спорного диагноза: «Все споры решаются в пользу больного». Это означало, что если есть хоть малейший шанс справиться с болезнью, нужно его использовать, не опускать руки раньше времени, не ставить безнадежного диагноза «дефект», записывая пациента в неизлечимые хроники. И еще была непоколебимая вера в то, что нужно искать способ и найти его, вера в то, что это возможно, потому что «психиатрия – точная наука».