В ПКБ №4 им. П.Б. Ганнушкина прошел Психологический кружок Молодежного совета. Темой кружка стала гештальт-терапия – об этом направлении психотерапии сотрудникам больницы рассказала психолог, исполнительный директор консультационно-тренингового центра «Гештальт-Анализ», член Европейской Ассоциации Гештальт-Терапии (EAGT), аккредитованный супервизор, гештальт-терапевт и ассоциированный тренер Общества практикующих психологов «Гештальт-Подход», действительный член Российской Психотерапевтической Ассоциации Любава Мутилина.
Начиная свою лекцию, выступающая отметила универсальность гештальт-терапии. «Гештальт-подход используют как врачи, так психологи, он очень хорошо встраивается в практику психологическую, психотерапевтическую и клиническую», — пояснила она.
Рассказала Любава Мутилина и об основателе гештальт-терапии – Фредерике Перлзе, а также о появлении самого термина. Любопытно, что впервые слово «гештальт» появилось в 1523 году в немецком переводе библии и в звучании Gestalten означает «облечь в форму». А Gestaltung — означает процесс придания формы. Это, по словам выступающей, передает идею метода. «В гештальт-терапии считается важным не содержание, а процесс, — отметила Любава.
Важной ценностью гештальт-терапии является понятие «здесь и сейчас», Серж Гингер предлагает рассматривать еще и выражение «теперь и как» — «в гештальт-терапии нам более важно говорить о том, ЧТО происходит и КАК происходит, нежели почему это происходит», — рассказала лектор.
По ее словам, гештальт-терапевт не просто присутствует при монологе клиента, не является «чистым листом» – он является активным участником того процесса, который происходит между ним и клиентом. Он обращен к клиенту, пытаясь понять, что с ним происходит, и в то же время он внимателен и к себе, осознавая, какие чувства он испытывает, как реагирует на ту или иную историю клиента, на тот или иной процесс. Проявление этих чувств может оказаться для клиента целебным. «Диалог и контакт — важные понятия в гештальт-терапии, подлинный живой диалог «Я-Ты»– создает контакт в психотерапевтической сессии», — подчеркнула Любава Мутилина.
В ходе лекции психолог подробно остановилась на системообразующей триаде гештальт-терапии: осознанности, актуальности и ответственности. «Актуальность, – прояснила она, — это принцип «здесь и сейчас», осознанность – это к чему мы идем, научение осознаванию процесса формирования и разрушения гештальтов, ответственность за свою жизнь и за то, что в ней происходит. В гештальт-терапии мы подразумеваем равные обязательства как психотерапевта, так и клиента за то, что происходит в терапевтической сессии. При этом мы делим ответственность не 50/50 – мы делим ее 100/100. Есть объем ответственности, который принадлежит психотерапевту, но есть и ответственность клиента – он выбирает идти или не идти, следовать данному пути или не следовать. Часто люди просто «приносят» свою проблему или «симптом» с требованием совета и решения. В этом случае задача психотерапевта – вернуть клиенту ответственность за то, что он делает и выбирает в своей жизни», — разъяснила выступающая.
Большое внимание было уделено понятиям и ценностям гештальт-терапии. Любава Мутилина остановилась на каждой из них. Важными составляющими гештальт-терапии, по ее словам, являются:
В завершение лекции слушатели смогли задать все интересующие их вопросы и обменяться мнениями о методах гештальт-терапии. Члены Молодежного совета больницы проявили большой интерес к теме и выразили желание организовывать подобные лекции на регулярной основе.