В 1938 году московской психиатрической больнице на Потешной улице было присвоено имя Петра Борисовича Ганнушкина. Несмотря на то, что выдающийся создатель психиатрической школы никогда не работал в клинике, его имя в названии — это своеобразная дань многим корифеям науки, трудившимся здесь.
Будучи учеником Сергея Корсакова, Ганнушкин сам относится ко второму поколению московских психиатров, которое училось еще у “отцов-основателей” российской психиатрии и одновременно приняло участие в организации советского здравоохранения. Возглавляя с 1918 года психиатрическую клинику Московского государственного университета, Ганнушкин фактически “воспитал” первое поколение уже советских психиатров, став таким образом связующим звеном между “дореволюционной” традицией в отечественной психиатрии и «советской». Богатейший талант Петра Ганнушкина сделал его кумиром студентов. Один из них, А.Мясников, писал в своих воспоминаниях: «Ганнушкин вёл в обстановке аудитории интимные и проникновенные беседы с сумасшедшими; он умел показать особенности их болезни столь ярко, что потом, шагая по улице, мы выискивали у самих себя соответствующие признаки и невольно начинали считать фонари и окна домов или предаваться навязчивым мыслям. Мы находили в каждом из нас черты психиатрических типов или конституций».
Перед Петром Борисовичем преклонялись не только студенчество, но и вся Москва.Один мемуарист рассказывал: «На Ганнушкина ходили артисты, литераторы и интересные девушки. Сам он был Квазимодо, но неотразимо нравился всем».
В свои 50 лет Петр Борисович — талантлив, признан, полон замыслов. Он только выпустил фундаментальный труд – «Клиника психопатий: их статика, динамика и систематика». Это новое и очень нужное слово в так называемой «малой психиатрии», той, которая занимается ранними, неразвернутыми формами психических заболеваний.
В своём труде Ганнушкин выделяет всего пять основных типов психопатических личностей – циклоиды, астеники, неустойчивые, антисоциальные и конституционально-глупые. Его классификация психопатий принимается за основу. Особо интересен пятый, конституционально-глупый тип. Ганнушкин пишет: «Это – люди врождённо ограниченные, от рождения неумные… Подобного рода люди иногда хорошо учатся (у них сплошь и рядом хорошая память) не только в средней, но даже и в высшей школе; когда же они вступают в жизнь, когда им приходится применять их знания к действительности, проявлять известную инициативу – они оказываются совершенно бесплодными. Они умеют себя держать в обществе, говорить о погоде, говорить шаблонные, банальные вещи, но не проявляют никакой оригинальности… Одной из отличительных черт конституционально-ограниченных является их большая внушаемость, их постоянная готовность подчиняться голосу большинства, «общественному мнению»…
Это – люди шаблона, банальности, моды… Конституционально-ограниченные психопаты – всегда консерваторы… В грубо элементарной жизни они часто оказываются даже более приспособленными, чем так называемые «умные» люди».
Особое уважение и авторитет Пётр Борисович снискал как мастер амбулаторных приёмов. Он был известен как авторитетный диагност и очень чуткий врач. Попасть к нему на приём стремились многие больные, и он старался уделять внимание каждому.
Известность Ганнушкина в 1920–1930 годах была весьма велика, так, он явился прототипом проницательного психиатра в романе Ильфа и Петрова «Золотой теленок» — профессор Титанушкин.
Он же – и один из прототипов доктора Стравинского из булгаковского «Мастера и Маргариты».
Много лет Пётр Борисович занимался исследованиями пограничной психиатрии, созданием концепции малой психиатрии и учения о психопатиях. Также его основными заслугами в области психиатрии призвано считать:
— создание службы психиатрической помощи;
— автор концепции малой психиатрии;
— создатель научной психиатрической школы,
— создатель учения о патологических характерах «О психотерапии и психоанализе» (предложил их классификацию);
— выпускал журналы «Современная психиатрия» и «Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова»;
— инициатор и организатор развития внебольничной психиатрической помощи — система психоневрологических диспансеров. Это была новая форма государственной организации лечебного и профилактического обслуживания, социального устройства и реабилитации психических больных. Сегодня, после реорганизации системы психиатрической помощи Москвы, в состав ПКБ №4 входят девять психоневрологических диспансеров (http://pkb4.ru/filials/) в четырех округах Москвы.
В 1975 году здесь был организован мемориальный музей П.Б. Ганнушкина.
В музее хранятся как документы, так и личные вещи, принадлежащие Ганнушкину: в частности, его очки в чехле, фотографии и портреты.