Мобильная навигация Навигация
Версия для слабовидящих
РЕЖИМ РАБОТЫ ПРИЕМНОЙ:
с 08:30 до 17:00
ПН-ПТ
БУДНИЕ ДНИ
ГРАФИК ПОСЕЩЕНИЙ:
будние дни:
с 16:00 до 19:00
выходные и праздничные дни:
с 11:00 до 13:00
с 16:00 до 19:00
НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ
Подробнее
Наверх
Загадка бюста В.М. Бехтерева: к 165-летию со дня рождения гениального русского психиатра и психолога, академика, основателя русской экспериментальной психологии
бюста В.М. БехтереваВ музее больницы, хранится необычный экспонат – бюст академика В.М. Бехтерева из крашеного гипса. К сожалению, на сегодняшний день нет информации o том, кто и когда его сделал, и каким образом он попал в фонд музея.
Уникальность и необычность бюсту великого ученого придает вылепленное c обратной стороны памятника второе лицо, которое слито со скульптурной воедино.
Все это стало причиной поиска фактов об этом необычном экспонате c двойным лицом.
Если искать информацию o том, как увековечена помять o Владимире Михайловиче Бехтереве, то окажется, что в его честь создано семь памятников и бюстов. Однако в широком доступе нет упоминаний o бюсте ученого c вылепленной второй головой. Точно такой же, как и в музее ПКБ № 4, бюст со вторым лицом хранится в Санкт-Петербурге, в мемориальном музее при Национальном медицинском исследовательском центре психиатрии и неврологии им. В. М. Бехтерева, который в 1907 году был основан самим ученым. На сайте Центра сказано, что этот бюст – работа скульптора Э.А. Блоха. Однако, как нам удалось выяснить, – скульпторов перепутали. Вместо признанного мастера с инициалами М.Ф., на сайте указали скульптора c инициалами Э.А. Михаил Федорович (Моисей Фебович) Блох был очень талантливый скульптор, который подавал надежды стать одним из лучших русских ваятелей. Информации o том, что он работал над бюстом Бехтерева нет, однако стало известно, что в свое время он исполнил серию «психологических портретов» современников (портреты В. Ф. Комиссаржевской, И.И. Бродского, И.Е. Репина, П.В. Самойлова в роли Гамлета, М. Горького, К.И. Чуковского и других), к работе над образами которых он возвращался по несколько раз. Возможно, и к бюсту Бехтерева скульптор также обращался не единожды и не исключено, что экспонат, хранящейся в музее ПКБ № 4, – это работа самого Блоха.
Но как получилось, что Бехтерев изображен не один, ведь в мировой культуре таких бюстов с двойным лицом почти нет. Вот что пишет об этом в своей, пока еще неопубликованной, книге «Доктор Мозг: психология психологов» психолог, психотерапевт Владимира Леви:
В 1927 году академик Бехтерев позировал скульптору Блоху и, чтобы не заснуть, попросил дать ему глину: что-нибудь тоже полепить. И пока ваятель работал над бюстом доктора, Бехтерев вылепил голову мальчика со страдальчески-меланхолическим выражением лица…Прилепить голову Страждущего Мальчика к бюсту Доктора было делом нескольких минут. Так появилась эта единственная в мире двухголовая скульптура, одну из голов которой изваял тот, кого изображает другая голова.
Действительно, в своих воспоминаниях писатель Корней Чуковский говорит о том, что Илья Репин часто просил его, когда он присутствовал на сеансах, развлекать натурщиков, потому что, в большинстве случаев, «они очень скоро утомлялись». «Иные через час, а иные и ранее обмякали, обвисали, начинали сутулиться, и, главное, у всех у них потухали глаза. Академик Бехтерев, тучный старик с нависшими, дремучими бровями, всегда производивший впечатление сонного, во время одного сеанса заснул окончательно», — пишет Чуковский. Бехтерев с трудом переносил сеансы позирования: приезжал он всегда после множества дел, измученный и усталый. А тут еще непривычная бездеятельность и неподвижность. Чтобы развлечь ученого, Чуковский заводил с ним разговоры, чаще всего о гипнозе, особенно занимавшем профессора в то время.
Смысл удивительной композиции: страдания больного – суть Бехтерева-врача. Не просто так ученый вылепил голову ребенка – в 1920-х гг. он начал исследования психики детей. Многое из того, что сегодня известно о младенческом периоде созревания человека, мы знаем благодаря неутомимому бехтеревскому любопытству. Бехтерев даже своих детей использовал в исследовательских целях. Особенно любимицу, младшую из пяти детей – дочь Марию. Он собрал большую коллекцию ее рисунков и проанализировал их. «Рисунки девочки М.» – так они были подписаны в его статье «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении».
Есть у нас и предположение, как мог бюст Бехтерева попасть в музей ПКБ № 4.


Интересный факт – профессор В.А. Гиляровский был единственным психиатром, который присутствовал на освидетельствовании смерти Бехтерева, вокруг которой до сих пор много тайн и догадок.
В декабре 1927 г. Бехтерев приехал в Москву для выступления с докладом на I Всесоюзном съезде невропатологов и психиатров. По непонятному стечению обстоятельств, по окончании съезда великий ученый скончался от паралича сердца. Утром 25 декабря в квартире профессора Благоволина, в которой остановился Бехтерев, собрались светила советской медицины того времени, чтобы освидетельствовать смерть ученого. Среди них были: невропатологи Г.И. Россолимо, Л.С. Минора, В.В. Крамер, патологоанатом А.И. Абрикосов, нарком здравоохранения Н.А. Семашко и психиатр В.А. Гиляровский. Через много лет Василий Алексеевич Гиляровский напишет статью o Бехтереве-ученом в многотомнике «Люди русской науки». А вот бюст – возможная копия или один из оригиналов скульптора М.Ф Блоха, который часто делал несколько вариантов своих творений, мог стать своеобразным подарком на память стационару, в котором работал В.А. Гиляровский.